Sk-mirastroy.ru

Стройка и ремонт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Старинный кирпич с клеймом

Кирпичи и клейма. Доклад Илатовского П. И. Часть 1.

Город Питкяранта в 19 — начале 20 вв. крупный промышленный центр. В общей сложности в городе и его окрестностях работало около 30-ти шахт, около 10-ти олово,меде,железоплавильных заводов, стекольный завод (10 млн. бутылок в год), целлюлозно-бумажный завод и др. Все они естественно с печами, на строительство и последующий ремонт которых закупался качественный кирпич. А такой кирпич, в те времена, клеймили. Это делалось для контроля качества в случае предъявления претензий потребителем.
Кирпич с клеймом — это кирпич, который был выпущен с клеймом завода изготовителя. В старину производили кирпич ручной формовки. Старинный кирпич имеет различные клейма. Они могут быть выполнены в виде символов или букв. Как правило — это сокращение инициалов хозяина завода. При строительстве казенных предприятий завод выигравший поставку мог ставить клеймо в виде двуглавого орла. Такой старинный кирпич в народе получил название — имперский кирпич. В Санкт — Петербурге встречается самое большое количество различных клейм. На кирпичах можно встретить клеймо в виде ключа, короны, орла, якоря, подковы, название рек, городов и различных фамилий. На выпускаемом заводе клеймо могло видоизменяться. Зачастую заводы переходили от одного собственника к другому. Поэтому один и тот же завод мог за свою историю выпускать разнообразные клейма. Известны случаи, когда правление кирпичного завода переходила от отца к сыну и клеймо видоизменялось с сохранением фамилии, но с изменением дизайна.
В нашем городе,в связи с богатым промышленным прошлым, клеймёные кирпичи встречаются буквально на каждом шагу.Краеведческий клуб «Оберег» ,в ходе краеведческих экспедиций, собрал коллекцию кирпичей с клеймами, найденных на территории города и его окрестностей. Эта работа — попытка создать каталог этой коллекции и определение заводов производителей и поставщиков кирпичей. Это необходимо для дальнейших исследований истории нашего края.Итак вот кирпичи имеющиеся в коллекции клуба на данный момент.

Кирпич с клеймом П.Бъляева. Кирпичи произведены на заводе коммерческого советника, купца первой гильдии Петра Абрамовича Беляева, а затем его наследников под фирмой «Товарищество П.Беляева наследники». Заводов было несколько и они располагались на правом берегу реки Невы в Шлиссельбургском уезде недалеко от деревни Малое Рыбацкое. Заводы П. Беляева впервые упоминаются в конце 1840-х годов.Эти кирпичи попадаются у нас повсеместно,конкретно данный экземпляр был найден на красной глинке.

Кирпич с клеймом Т.О.С.М. Завод принадлежал Товариществу Обработки Строительных Материалов в деревне Усть-Славянка Петербургского уезда, учрежденному архитекторами А.И.Резановым, В.А.Шретером и И.С.Китнером. Кирпичный завод Н.П.Кочетова существовал на этом месте с 1853г. и проработал до конца 1880-х. когда был вынужден закрыться из-за убыточности производства по сравнению с кустарным способом обжига. Кирпич изготавливался по передовой технологии на постоянно работающей обжиговой печи. В 1876 году в справочниках упоминается как «Невский кирпичный завод». Позже в этих местах появился завод Л.Ю.Укке .Этот кирпич был найден на красной глинке.

Кирпич клеймом УККЕ. Завод принадлежал фирме «Укке и Ко», основателем которой был дворянин (из обрусевших немцев) Людвиг Юльевич Укке. Фирма владела несколькими заводами:
1) В 1888г. был куплен и перестроен кирпичный завод, ранее выстроенный в 1860-х годах Николаем Кочетовым близ села Усть-Ижора, которым впоследствии в 1870-х владело «Товарищество Общество строительных материалов». Этот завод получил название «Славянский» .
2) В 1897 году году появляется вновь выстроенный второй завод в селе Усть-Тосна, который получил название «Тосненский»..
Заводы проработали до 1917 года. Этот кирпич был найден на красной глинке.

Кирпич с клеймом Громовъ и Ко. Кирпичи произведены на заводе фирмы «Громов и Ко», исходно принадлежавшей известному купцу-старообрядцу Василию Федуловичу Громову. Затем фирма перешла к его брату Илье Федуловичу, а с 1894г. — к действительному тайному советнику и Петербургскому городскому голове Владимиру Александровичу Ратькову-Рожнову (1834-1912). Им и был построен кирпичный завод в 1896 году, который располагался в деревне Малые Пороги Шлиссельбургского уезда. По некоторым данным на его кирпичном заводе к 1916 году трудилось до 400(!) человек.Оба эти кирпича были найдены в краеведческой экспедиции в Вялимяки. Точно такие же попадались мне на острове Нурмисаари (о. Дальний около заводского). Раньше там работала пилорама Громова, для переработки её отходов производства был построен целлюлозный завод. Клейма на этих кирпичах отличаются формой рамки и шрифтом. В каталогах представлены только эти два варианта клейма.

Кирпич с клеймом Г. С. Р.(Григорий Сергеевич Растеряев). Завод был основан в конце 1850-х годов в селе Щербинка (имение «Щербинское болото») Колтушской волости близ колонии Овцино на правом берегу Невы. В конце XIX века на заводе Растеряевых работало более 250 чел. и производилось 16млн. кирпича в год. Завод проработал до 1917 года.
Этот кирпич был найден на фундаменте плавильного завода Аласавота(около тропы здоровья).

Кирпич с клеймом А.С.З. Кирпич произведен на заводе Общества Александровского Сталелитейного завода. Данный казенный завод для своих нужд имел кирпичное производство с 1897 до середины 1910-х годов под управлением Александра Александровича Баранского. Завод получил название от местности – села Александровское, которое располагалось на Шлиссельбургском тракте из Санкт-Петербурга.
Эти кирпичи встречаются на верхней обогатительной фабрике Масууни(Юляристиойя) и плавильного завода(старая кирха,конец ул.Калинина).

Кирпич с клеймом ЕВМЕНТЬЕВЪ. Завод принадлежал Александру Фаддеевичу Евментьеву и был расположен в Петербургском уезде около Ново- Саратовской колонии на правом берегу реки Невы в Уткиной Заводи. Выстроен в 1897 году и просуществовал до 1917 года. На кирпичном заводе трудилось до 200 рабочих
Найден подпирающим дверь на старой базе торга.

Кирпич с клеймом Д.М.С. Кирпичный завод, расположенный близ с.Усть-Славянка Петербургского уезда принадлежал временному купцу 2-й гильдии Дмитрию Михайловичу Соболеву и был основан в 1866 году. В 1894 году Завод был продан Д.И.Тырлову-Жданкову.
Очень часто встречается на красной глинке.


Кирпич с клеймом ТЫРЛОВЪ. Производство завода Дмитрия Ивановича Тырлова-Жданкова. Началу сети его кирпичных заводов положили завод в с.Корчмино Шлиссельбургского уезда, купленный в 1893г. у наследников Д.И.Соболева, и два завода в колонии Овцино Шлиссельбургского уезда. Впоследствии Д.И.Тырлов-Жданков открыл еще в Шлиссельбургском уезде в 1898 году завод у ст.Колпино, а в начале 1900-х — в с.Ивановское. Наконец, в 1910-х его шестой завод начал работать в Царскосельском уезде близ станции Купчино. Большинство заводов проработали до 1914-17гг. Встречаются дефекты неполных клейм.На втором фото дефект переполненного клейма.Видимо оно было двухсоставное и собрано неправильно.В результате дважды повторены буквы РЛ. Найдены на острове Нурмисаари.

Кирпичи c разнообразным исполнением клейма «МК» произведены на заводах семьи крестьян Кононовых. С 1824 года на берегах р.Ижоры рядом с селом Усть-Ижора располагалось производство акцизного крестьянина Алексея Феофановича Блинова. Затем Михаил Федорович Кононов (1797-1872) построил здесь 2 завода. Последний раз завод М.М.Кононова упоминается в справочниках за 1903г.
Найден на острове Нурмисаари.

Кирпичи с клеймом Бр.Б. Данные кирпичи были произведены на заводах семьи промышленников Байковых, которые в 1848 году купили у графа Нессельроде земли в окрестности деревень Большое, Малое и Нижнее Куземкино на берегу р.Луги Ямбургского уезда.
На смену этим заводам в начале 1880-х на мызе Приречье напротив Б.Куземкино по р.Луге приходит завод «наследников Власа Байкова» Платона и Ивана Власьевичей Байковых (клейма «Бр.Б» ).На втором фото клеймо с дефектом второго пропечатывания.
Найдены на фундаменте в районе ж.д. моста.

Кирпичи с клеймами ВМ 1901 (Валаамский Монастырь) и цифрой 5. До 1917 года на Валааме действовало около 30 производств, в том числе 2 небольших кирпичных завода. Первый из них начал работу в 1785 году.
Эти два кирпича были найдены около церкви Александра Невского (Германовский скит Валаамского монастыря)ещё до начала реставрации.Церковь была построена в 1903 г.

Кирпич с клеймом «PIETILA» относится к продукции, производившейся в имении «Петиля» (названо по имени владельца). Судя по имеющимся данным, завод «Pietilä Tegelbruk» функционировал с середины 1880-х по 1904-й год. На втором фото надпись подкрашена для лучшего прочтения клейма. Этот кирпич был найден случайно, в единственном экземпляре. Больше ничего подобного не попадалось.

Кирпичи с клеймами ЖДАНИ НОВ.ГУБ., КВ и К , VULCAN. Кирпичи произведены на заводах «К. Вахтера и Ко.» в селе Волгино на землях усадьбы Ждани Новгородской губернии. В 1880 году купец первой гильдии К.Г.Вахтер основал несколько керамических заводов. Преобразовавшись в акционерное общество в начале 1900-х, завод проработал до 1919 года, после чего был национализирован. Использовались клейма:

1) «VULCAN» — применяется при нефтяном отоплении для Сименс-Мартеновских печей;
2) «КВиКо» — рекомендован для варочных и стеклоплавильных печей.

Кирпич с клеймом PHOE NIX.Несмотря на иностранную надпись это третий тип кирпичей выпускавшихся Боровическим заводом.
3) PHOENIX — выпускался для котельных и других топок, выдерживающий температуру 1400 градусов С.
Кирпичи производства этого завода попадаются довольно часто, видимо из за более низкой стоимости по сравнению с шамотными кирпичами иностранного производства. Хотя по качеству, а соответственно и сохранности, значительно им уступают. Это пока единственный «отечественный производитель» шамотного кирпича чья продукция попадается у нас.

Находка кирпич. Знаете сколько стоят старые кирпичи?

Мой товарищ торговал старыми кирпичами. Кстати, и старым деревом тоже. Не знаю сколько он этим делом конкретно заработал, но перебрался он жить в столицу. Вы спросите, откуда товар? Разбираются старые здания, усадьбы, исторические памятники, и даже завозиться из старой Европы.

Читать еще:  ГОСТ 530-95 Кирпич и камни керамические

Идет значит прилично одетый мужик ночью по безлюдной подворотне. Тут ему навстречу из темноты выходит босяцкого вида жиган с кирпичом в руке и говорит:

— Мужик, купи кирпич!
— Нет, спасибо, мне не надо.
— Мужик, ну возьми кирпич, ведь недорого прошу!
— Да не нужен мне ваш кирпич и даром!
— Ну тогда снимай шапку, часы и деньги на бочку!
— А в какую цену ваш кирпич?
— Уже не продается…

Оказывается есть такие кирпичи, за которые люди готовы платить деньги без подобных ночных диалогов! Это старинные кирпичи с клеймами (или как их еще называют — Екатерининские кирпичи). Почему Екатерининские? Да потому, что из них сложены старинные дома, называемые нынче Екатерининками, хоть и построены они были не только во времена Екатерины II. Да и вообще, бытует мнение согласно новой хронологии, что дома эти вообще были построены до потопа, который действительно был. И здания выстояли, потому как были построены из качественного кирпича и стены были толстенными.

Артефакт Кирпич. Материал керамика. Продан кирпич (один) 30.10.2017 на аукционе Виолити. В торгах участвовали 35 ставок. Окончательная цена $7. Кстати, это было недорого.

И вот теперь эти кирпичи коллекционируют, создают целые музеи кирпича, выставки, и все это благодаря интересным клеймам на них. Для чего когда-то клеймили кирпичи? Клейма на кирпичах — это своеобразные знаки качества, по которым можно было бы определить изготовителя в случае если вдруг из-за плохого качества кирпича развалится какой-нибудь дом.

Артефакт Кирпич М В R 1816. Материал керамика. Продан кирпич (один) 04.03.2018 на аукционе Виолити. В торгах участвовали 3 ставки. Окончательная цена $8.

Вся загвоздка в том, что с кирпичом действительно можно налажать! По способу изготовления кирпич бывает двух видов: обожженный (обычный красный) и необожженный (кирпич-сырец). Последний, если приготовлен из хорошей глины и правильно высушен, во многом не уступает обожженному. Его вполне можно использовать для строительства малых архитектурных форм, например, гараже, сарая, бани.

Очень велико разнообразие клейм по той причине, что кирпичи могли делать практически в каждом себе, где неподалеку есть балочка с выходом на поверхность красной глины. Механическая прочность кирпича зависит, прежде всего, от ее состава и чистоты. Так что достаточно потом сделать простую форму и соблюсти немудреную технологию. И каждое такое клеймо несет информацию о своем производителе. Это и ценно. Расшифровать клеймо, найти изготовителя, узнать о нем больше, то есть познать лучше родной край.

Достаточно интересны и ценны бывают кирпичи с иными отпечатками — со следами людей и животных (кошек, собак, домашней птицы, отпечатками людских рук и ног и так далее). И что самое интересное, так это то, что кирпич с редким клеймом можно выковырять и посреди чистого поля! Дорогу на коп отбить…

Что любопытно, старые кирпичи и сегодня еще приносят пользу. Предприимчивые люди распиливают кирпич на тонкую плитку (типа кафель) и обклеивают им стены, создавая антураж старинной кирпичной кладки. Эпично! А некоторые предприимчивые люди организовали производство кирпичей по старым технологиям и лепят на них клеймы разные, свои либо копии уже существующих старинных клейм.

P.S. • • • Посмотрите цены на все горячие новинки металлоискателей 2021 (уже в Украине). Распродажа не новинок. Есть недорогие но очень интересные катушки. Акция не вечная, не упусти свой шанс!

↓↓↓ А теперь переместимся в комментарии и узнаем мнение экспертов. Крутите страницу вниз ↓↓↓, там отзывы копателей, МД специалистов, дополнительная информация и уточнения от авторов блога ↓↓↓

Кирпичная история

Роман — переводчик и предприниматель. А еще он собирает кирпичи с клеймами. Каждый с вековой историей. Их хватило бы на постройку небольшого дома. Кирпичи хранятся в гараже и даже в квартире, но большая часть коллекции хранится в погребе на даче.

— Это как визитная карточка, документ эпохи, — говорит Роман, вытаскивая и рассматривая экспонаты. — Клейма ставили, чтобы отличить хорошего производителя от бракодела. Вот здесь есть буква Фита. Может, изготовитель был Феофаном, а может, Фотием или Фомой. После революции букву упразднили, и эти имена тоже стали редкими.

У него есть экземпляры кирпичей с Валаама и Соловков, даже из Эстляндии. Но собирает он в первую очередь кирпичи, связанные с историей Петербургской губернии. Первые нашел случайно на Крестовском острове 10 лет назад. Несколько штук лежали на обочине дороги: старые, массивные, с выдавленными клеймами. Кирпичи показались интересными, и Роман забрал их с собой. С тех пор выбирается на поиски кирпичей почти каждую неделю. Берет с собой молоток, зубило, корщетку, набор пакетов и рюкзак для переноски. Больше 3-4 единиц зараз не берет — и так солидный груз. Говорит, что для него в этом хобби сочетаются спорт, археология и краеведение.

Роман ныряет в темноту погреба и вытаскивает новые кирпичи. Они лежат слоями. Добраться до самых нижних непросто.

— Вот клеймо часто встречается: «Р.Р.» — Владимир Ратьков-Рожнов из Шлиссельбургского уезда. Богатей, золотодобытчик, содержал детские приюты и ночлежки. Могучий был человек — сенатор. Вот «Г.С.Ф.»: Граф Стенбок-Фермор. Старинный дворянский шведский род. Семье принадлежало побережье от Лахты до Лисьего Носа, заводы и доходные дома. А вот «Муфель»: Александр Муфель, ротмистр, владелец доходного дома. Сам он жил на Кирочной улице у Таврического сада.

К погребу подходит дочка-школьница Маша. Внимательно смотрит на происходящее, а затем выдает:

— Папа, а помнишь, тебе кирпич на голову упал?

— Ну да, было и такое. В старых дымоходах встречаются интересные экземпляры. Но если потянешь оттуда кирпич, можно обрушить весь дымоход. Лучше в такие места лазить в каске.

В Петербурге и области множество мест, где можно пополнить коллекцию. Старинные кирпичи лежат на улицах и во дворах, на свалках и строительных сносах, вываливаются из стен сгоревших домов, пылятся на чердаках. Однажды Роман умудрился найти коллекционные экземпляры в собственной квартире, бывшей коммуналке, когда перестраивал печку.

— Лучшие места для поиска — гаражи, когда их сносят, и садоводства, а также крупные промпредприятия, — делится он секретами. — На набережных много, лежат в воде или прямо на берегу. В Кронштадте много! Раньше кирпичи грузили на пустые суда в качестве балласта для устойчивости и чтобы судно не шло порожним. В Кронштадте перегружали, и часть кирпичей осталась там.

Очень много белых и желтых кирпичей с иностранными клеймами. Вот, например, по-французски написано Feu — «фо», то есть «огонь», «огнеупорный». Такие в дореволюционной России были редкостью. Их привозили из-за границы, пока перед Первой мировой войной в Боровичах не построили завод по производству кирпичей, способных выдерживать температуру до нескольких тысяч градусов.

Роман считает, что в мире не так много мест, где клейменые кирпичи встречаются в таком изобилии. Должны были совпасть условия: быстрый рост города, промышленное развитие и при этом серьезная конкуренция. Клеймо — это торговая марка, знак качества, признак наступления новой общественной системы, капитализма.

— «Г.Л.»: Граф Левашов. А может, графиня, дочка его. У них большой завод был в Курортном районе Петербурга. Загляни в любой дымоход этого района и скорее всего найдешь такое клеймо. «Л.И.Вейс» — Левин Израилевич Вейс, у него был завод у села Покровское на реке Тосна. В 1910 году после погромов он сменил имя на менее заметное Леонтий Иванович. «E.i.Г.» — Евгений Иосифович Гонцкевич, архитектор, живописец и владелец лесопилки. А кирпич-то у него кривой, производственный брак. Такой можно было использовать на подсыпку дорог и набережных. Собственно, я его и нашел на подсыпке набережной в Шкиперском протоке.

Самые кирпичные места в России — это Петербург, Уральский регион, в меньшей степени Москва и Калининград. По объему кирпичного производства во второй половине XIX века с Российской империей могли сравниться лишь Англия, США и Индия. В последней кирпичи до сих пор делаются кустарно, вручную — раздолье для коллекционеров.

— До революции производство в Петербурге было интернациональным. Вот пожалуйста: Стуккей — женщина-англичанка; Жюль Камилович Мюллер — то ли француз, то ли немец; Лукконен — финн. А еще Гук, Мор, Хилль, Спарро, Борман, Укке и прочие. А в СССР уже был единый ГОСТ, и кирпичи отдельных заводов маркировать перестали. Правда, во время НЭПа еще ставили клейма: «Желдорсиликат» или «Северокустарь». Но качество было плохое. Эти кирпичи крошатся, расползаются под дождем, потому попадаются редко.

Есть в коллекции кирпич с маген-Давидом: строили синагогу. Есть с двуглавым орлом — госпредприятие. Есть более поздний с надписью «iм Сталiна», скорее всего с Донбасса или Днепропетровска. А вот Savikko — финский кирпич. Такие встречаются до самого Выборга. В коллекции у Романа пока отсутствует, но известно, что существует редкий кирпич с клеймом «ЛЕНИНЪ», так звали некоего шлиссельбургского производителя, однофамильца Ильича.

Читать еще:  Реставрация кирпичной кладки наружных стен своими руками

Если советские кирпичи весили 4 кило, то дореволюционные, как правило, 5-6 кило.

Чтобы собирать кирпичи, нужно быть физически крепким.

— Собрал 200 штук — уже тонна! Попробуй перебрать такую коллекцию! У меня сейчас 7 тысяч единиц, считая с дубликатами, это 40 тонн! По идее, нужно отдельное выставочное пространство. Но кто же даст под кирпичи?!

Старинный кирпич с клеймом

Офисный особняк «Ново-Иссакiевскiй» – это здание 18-19 века, полностью построенное из кирпича. Дом около 250 лет стоит так уверенно, потому что ему исторически повезло со строительным материалом. По экспертным оценкам, здание построено из кирпича высокой прочности, и причина тому – история.

Дело в том, что влияние на pазвитиe кирпичного ремесла в Рoccии окaзaли peфopмы Пeтpa Великого. При Петре I качество кирпича оценивалось очень строго. Привезенную на стройку партию кирпича просто сваливали с телеги: если при этом разбивалось более трех штук, то вся партия браковалась.

Интересно что, в 1704 г. Петр I издал специальный указ «О заведении новых кирпичных заводов близ Санкт-Петербурга» и со всей России стали собирать мастеров для работы на кирпичных заводах. Царь запретил строительство каменных зданий во всех других городах страны, чтобы каменщики и другие рабочие сами потянулись на строительство Петербурга. Мастеров свозили в Северную столицу, в том числе и насильно…

Конечно, кирпича не хватало, кирпичные заводы во всей России можно было по пальцам перечесть, но самые ушлые люди быстро нашли способ, как обмануть царя и не следовать указу строить из кирпича. Они строили обычный деревянный дом, лепили на стены тонкий слой глины, который раскрашивали «под кирпич». При быстрой езде невозможно было отличить раскрашенный дом от капитального. Так что находчивые рабочие, раскрасившие бетон под плитку в Москве не многим отличаются от «лже-каменщиков» петровских времен.

Каждый, кто въезжал в столицу был обязан в качестве платы за проезд отдать кирпич, привезенный с собой. По одной из версий, находящийся неподалеку от бизнес-центра Кирпичный переулок назван так именно потому, что на том месте, где он расположен, принимался и складировался «кирпичный налог» за въезд в город.

К концу XIX века в Петербурге образовалась настоящая кирпичная диаспора – примерно 80 заводов. Ими владели люди разных сословий: и крестьяне, и дворяне, и князья, и бароны, и военные, и статские советники, и потомственные почетные граждане, и даже вдовы генерал-майоров. Для пущего успеха дела на продукции стали ставить клеймо, чаще всего это была фамилия хозяина производства. Если кирпич был негодным, то потребитель XIX века знал, на кого нужно жаловаться. Поэтому производители изрядно переживали за качество.

Значительная часть нашего здания, бывшего дома Сарептского общества, была построена в 18 веке из более старого еще не клейменного кирпича, он меньше по размеру и темно-красный по цвету. Однако при реконструкции здания был найден ряд старинных кирпичей с клеймом. Эти кирпичи использовались для пристройки новых флигелей и в ремонте в 19 в. и начале 20 в. Все они были изготовлены на заводах Петербургской губернии.

Отпечаток подковы – это фирменное клеймо завода Спечинских Большую часть времени завод принадлежал вдове генерал-майора от кавалерии Евгении Ивановне Спечинской. Уместить длинную фамилию на кирпиче не представлялось возможным, а просто инициалы «генеральша» писать не хотела. Тогда родилась идея «развернутой подковы». Это оригинальное клеймо несет в себе сразу несколько смыслов: во-первых, читается первая буква фамилии владелицы, во-вторых, на родовом гербе Спечинских (польского происхождения) изображена подкова, и наконец, это отражение рода занятия покойного мужа Спечинской.

Стрелин – это фамилия крестьянина (а позже купца и потомственного почетного гражданина) Макария Тимофеевича Стрелина, владевшего двумя кирпичными заводами.

Самарка – это название усадьбы, расположенной на берегу Невы, поселением для сезонных рабочих которой она являлась. Самарка находилась во владении статского советника барона Владимира Андреевича Ренненкампфа, который имел в ней крупный (400 человек рабочих) кирпичный завод и использовал клейма «В.Р.» (инициалы, более ранее) и «Самарка».

При реконструкции были так же найдены кирпичи «Укке», которые сохранили и выложили клейменной стороной специально, чтобы клеймо читалось. Сегодня этот кусочек стены – украшение переговорной одной из кампаний арендаторов. Укке – еще один пример клейма по фамилии владельца завода. Завод принадлежал фирме «Укке и Ко», которой владел дворянин (из обрусевших немцев) Людвиг Юльевич Укке.

Благодарим за помощь в написании материала Владимира Смирнова и его сайт «Кирпичное наследие» . Увлеченный кирпичник-коллекционер побывал у нас в гостях и убедил, что не только слышать умеют стены, но и говорить.

Сегодня эти кирпичи с клеймом, найденные во время реконструкции, заняли достойное место в переговорной Администрации «Ново-Исаакiевского» и являются одними из первых экспонатов Музея Сарептского Дома, который планируют организовать собственники.

Старинный кирпич с клеймом

Компания «Первострой» осуществляет поставки кирпича из прошлых веков.

Зачем нужен старинный кирпич?

Если вам не безразлично то, как выглядит ваш дом, ваш офис, кафе или ресторан. Если вы хотите, чтоб картинка их интерьеров завораживала и навсегда оставалась в памяти гостей – тогда вам необходим старинный кирпич.

В Европе уже давно считается показателем хорошего вкуса и достатка – отделка интерьеров жилища под старину. В Америке ещё с пятидесятых годов прошлого столетия процветает лофт-стиль, заключавшейся, первоначально, в переоборудовании старинных промышленных зданий под жильё, творческие мастерские или кафе, а сейчас в этом стиле отделываются множество новых или отреставрированных строений. У нас эта тенденция пока только набирает популярность.

Простояв сотни лет в стенах жилых домов и общественных зданий, фабрик и заводов, старинный кирпич впитал в себя все ветры и дожди, солнечное тепло и хрустящий мороз многих и многих десятилетий и при этом остался таким же надёжным и прочным, как и в годы его закладки. За этими стенами проносились войны и революции, а он по-прежнему давал тепло и защиту всем находящимся за этими стенами.

Время и сама Природа оставила на старинном кирпиче свой след, придав его внешнему виду неповторимый узор, удивительную акварель красок и ни с чем не сравнимую фактуру с трещинами и сколами, ссадинами и морщинами пролетевших лет. Каждый из этих кирпичей по своему уникален и прекрасен, и подобного ему вы не найдёте ни у одного современного производителя кирпича под старину.

Где используется старинный кирпич?

Кирпич, созданный с любовью руками дореволюционных мастеров и сейчас, даже после разборки старинных строений, не утратил своих прочностных и других важных эксплуатационных характеристик. И, в принципе, его снова можно использовать в качестве рабочего материала для возведения стен (в том числе и несущих). Но это, всё равно, что украшать старинными гобеленами погреб, где хранится картошка и консервация на зиму.

Главное и оправданное свое применение царский кирпич (с клеймом или без) нашёл в отделке интерьеров:

● Камины, печи и прилегающие к ним стены облицовочные старинным кирпичом позволяет придать интерьеру пространства каминного зала совершенно непередаваемый другими способами стиль старины. Сидя у такого камина, невольно ощущаешь поступь времён. Благородные рыцари и прекрасные дамы, как будто, собираются вместе с вами для того чтобы отпить хорошего вина и отведать кусочек зажаренного на вертеле дикого кабана, заваленного на последней охоте.

● Мангал, отделанный старинным кирпичом и расположенный на вашем садовом участке, наверняка не оставит равнодушным ни одного из ваших гостей и сделает вкусней приготовленный на нём шашлык или барбекю. Особенно если на дворе осень, а возле него тепло, уютно и присутствует хороший аппетит.

● Рабочий кабинет. Стены, облицованные царским кирпичом, придадут кабинету солидности и ощущения вашей надёжности, которую ощутит любой из ваших посетителей. Такие стены способствуют творчеству и деловой активности, даже в том случае, если в них никогда не возникнет доктор Фауст. Фактура старинного кирпича отлично сочетается с компьютерной и офисной техникой.

● Кухня. При умелом дизайне отделка большинства или некоторых элементов пространства помещения старым кирпичом позволит достигнуть удивительных результатов. Кухня становится удивительно тёплой и невероятно привлекательной для всех зашедших сюда. В это пространство замечательно встраивается современная бытовая техника (СВЧ, холодильник, газовая или электрическая печь и пр. и пр.). А если на стене ещё будут висеть надраенные чугунные или медные сковородки, то можно и кино снимать.

● Гостиная, отделанная старинным кирпичом, даже если в ней не стоят средневековые доспехи и стены не завешены потускневшими от времени гобеленами, всё равно выглядит шикарно. Так, как будто на дворе по-прежнему звучит стук копыт и кареты свозят гостей для обсуждения очень важных вопросов прошлых веков и выкуривания под эти неспешные беседы доброй вересковой трубки.

● Гаражи и мастерские со стенами из старого кирпича подчёркивают индивидуальность их владельца и предают некую загадочность своему содержанию. Даже если здесь стоит современный Форд (а лучше Феррари), то это вовсе не значит, что сейчас сюда не может въехать поблескивающая фонарями и подкрылками Лорен Дитрих и поприветствовать всех своим клаксоном.

Читать еще:  Цокольный кирпич, что это такое, как выглядит, где и как применяется

● Полы. Дореволюционный кирпич часто используется в качестве покрытия пола как единый материал или в сочетании с другими современными половыми покрытиями.

● Беседки и заборы. Все внешние постройки на участке, созданные из старинного кирпича, подчёркивает индивидуальность хозяина и его хороший вкус. В беседках приятно посидеть, подумать, вспомнить строчки Плиния Старшего или, в крайнем случае, Иосифа Бродского. А хулиганы, увидев такой забор, подумают: «А ну его, связываться ещё с таким».

● Фасадные стены дома. Для их отделки требуется большое количество кирпича. И в силу его сравнительно высокой цены, лицевая кладка в этом случае осуществляется чаще всего в полкирпича. Но в результате здание приобретает потрясающе сказочный вид.

Почему звенит старинный кирпич?

Те, кто бывал когда-то на экскурсии в Храме Василия Блаженного, помнят как экскурсовод, рассказывая о замечательных качествах старинного кирпича из которого сложены стены этого храма, Кремля и многих других старинных строений Москвы, демонстрировал удивительный звон, который издают эти кирпичи при ударе по ним металлической ложечкой или броске серебряной монетки. Звук этот чем-то напоминает звон хрустальных бокалов, хотя и не столь продолжительный.

На самом деле здесь нет ничего удивительного. Ведь в те времена каждый завод и каждый мастер отвечал за качество производимого кирпича и имел собственное клеймо, которое ставилось на кирпич. И иногда отвечал головой. Поэтому никому, в эту самую подверженную опасности голову, не приходила мысль экономить средства на производстве кирпича за счёт удешевления компонентов входящих в его состав и нарушении технологических параметров — времени и температуры обжига. В результате получался высококачественный кирпич (по сути клинкерный) соответствующий марке прочности М200, заложенной в нём на века.

Некоторые зарубежные производители клинкерного кирпича и сейчас используют в качестве рекламы этот удивительный звук, характерный для пережженной керамики и столь похожий на хрустальный звон. Но стоимость этого кирпича заоблачная, а его внешний вид и близко не приближается к тому антуражу, какой даёт при отделке интерьера старинный кирпич. Да и честно – звон не тот.

Выставка старинного кирпича открылась во Владивостоке (ФОТО)

Выставка «Владивосток в кирпичной гравировке» открылась в Музее Города (Петра Великого, 6). На экспозиции представили частную коллекцию клейменого кирпича конца ХIX — начала ХХ века, изготовленного местными мастерами в честь визита во Владивосток в 1891 году цесаревича Николая Александровича и принца Георгия Греческого.

«Мы собирали эту коллекцию около двух лет, — рассказывает организатор мероприятия Максим Подрезов. – Долго занимались исследовательской работой, чтобы узнать о прошлом каждого экземпляра. Как правило, кирпичи клеймили, чтобы знать, кто за них ответственный, но в честь приезда цесаревича во Владивосток сделали партию в 1 тысячу кирпичей с клеймами. Это единственный известный мне случай, когда клеймо привязывали к событию».

Всего на экспозиции было представлено 38 клейменых кирпичей. Из них 17 кирпичей с клеймом «Н и Г», хранящие память о визите престолонаследника во Владивосток в 1891 году. Остальные — редкие экземпляры кирпичей с клеймами «УСС. ЖД.» (завод Уссурийской железной дороги), «Т-во КП» с символикой перекрещенного якоря и топора (знак Министерства путей и сообщения), с клеймом «ОВЛ и Ко» (кирпичи купца первой гильдии Отто Васильевича Линдгольма, производящего на своем заводе кирпич, который использовался при строительстве сухого дока цесаревича Николая).

Также были представлены и японские кирпичи. Отметим, что на открытии экспозиции житель Владивостока Глеб Ильинский подарил музею еще пару японских кирпичей завода «Митсуиси», найденных в одном из фортов острова Русский три года назад.

«Несколько лет назад я увлекся фортификацией Владивостока, — говорит Глеб Ильинский. – Исследовал форты, находил разные кирпичи, высушивал их, очищал. Многие из них хранятся у меня дома. В преддверии этой выставки я предположил, что людям будет интересно посмотреть на кирпичи из моей коллекции».

Вместе со старинным стройматериалом на выставке также были размещены фотографии из фондов Приморского музея имени Арсеньева, рассказывающие о судьбоносных для города событиях.

Инициатором мероприятия выступил не музей, а жители Владивостока в лице трех представителей группы «Podrezovs Creative Group». Горожанам стоит знать, что поделиться какой-то идеей и выйти с предложением к музею может любой желающий. Экспозиция будет представлена в музее в течение всего июля.

Кирпичи и плитка

Кирпичи и плитка

Н аверное, никому не нужно объяснять, что такое клеймо. Многие могли видеть рельефные клейма на изделиях кирпичного производства. Своего рода товарный знак, логотип. Подпись производителя, написанная не пером. Печать истории, дошедшая до наших дней.
Материалов по истории кирпичного дела и по теме клейм на дореволюционных кирпичах в общем в Интернете можно найти предостаточно, фотографий ещё больше. Но вот материалов по местному кирпичному производству и производителям — крайне мало. Зачастую бывает трудно что-то найти по завозным кирпичам. Кирпичных заводов во Владивостоке до революции действовало в разные годы несколько десятков, правда многие из них сложно назвать полноценными заводами — скорее частные мастерские. Соответственно и различных клейм на кирпичах найти можно большое разнообразие. Большей частью это либо аббревиатуры производства, инициалы или фамилия производителя, либо простые геометрические знаки и фигуры. Сложных рисунков мало. Зарубежные кирпичи привозились или частными лицами под заказ или, чаще, в качестве «балласта»: не имеющие на борту груза корабли, возвращаясь из зарубежных портов в родные края, чтобы не идти пустыми, заполняли трюмы кирпичами.

Есть во Владивостоке и музейные кирпичные коллекции и частные. Но сколько-нибудь обширных материалов исследований по этому делу пока не наблюдалось.

Представляем фотоколлекцию клейм и маркировок кирпичей, встречавшихся как в процессе поисковой деятельности, так и в обычных прогулках (к слову сказать представлен не только Владивосток, иногда попадаются образцы и из других населённых пунктов Приморского и даже Хабаровского края). Кроме коллекций участников команды, представлены также фотографии образцов клейм соратников по коллекционированию и из музейных коллекций. Там, где имеется какая-то информация — приводим сведения о производителе (и указываем места, где такие кирпичи встречались).

Наша фотоколлекция. Для удобства разделена на разделы:

► опознанные местных ведомственных производителей, ► опознанные местных частных производителей, ► зарубежные завозные кирпичи, ► неопознанные кирпичные клейма, ► советские кирпичи с маркировками.

Ещё один пункт будет посвящён сходной теме (пока эта страница в разработке) — клейма на дореволюционной керамической плитке, встречающейся во Владивостоке.

ГЛАВНАЯ — Натуральный старинный кирпич

Натуральный старинный кирпич

Ручная работа имперских мастеров XVII-XIX веков.

Кирпич старинный полнотелый:

Длина: от 240 до 285 мм.

Ширина: от 120 до 135 мм.

Высота: от 60 до 80 мм.

Возраст: более 110 лет

Кирпич старинный с клеймом:

Длина: от 240 до 285 мм.

Ширина: от 120 до 135 мм.

Высота: от 60 до 80 мм.

Возраст: более 110 лет

Плитка из старинного кирпича. Элемент «Ложок» класс «Люкс» (неочищенный):

Длина: 250-270 мм.

Толщина: 25-35 мм.

Возраст: более 110 лет

«Ложок» класса «Люкс» неочищенный — самый фактурный элемент передней части кирпича и самый востребованный, его края самые неровные, он может быть в извести, чаще всего клиент просит его не чистить, чистку производят уже на стене, что бы добиться максимального эффекта старины.

Плитка из старинного кирпича. Элемент «Ложок» класс «Люкс» (очищенный):

Длина: 250-270 мм.

Толщина: 25-35 мм.

Возраст: более 110 лет

«Ложок» класса «Люкс» очищенный — аналог. плитки «Ложок» неочищенный, но прошедший обработку для удаления остатков раствора и сторонних вкраплений.

Плитка из старинного кирпича. Элемент «Ложок» 1-го класса:

Длина: 250-270 мм.

Толщина: 25-35 мм.

Возраст: более 110 лет

«Ложок» 1 класса это распиленная пополам самая большая сторона кирпича (ее называют постелька), т.е эта сторона была в кладке, Она не настолько фактурна как класс «Люкс», и все 4 края ровные обрезные.

Плитка из старинного кирпича. Элемент «Ложок» 2-го класса:

Длина: 250-270 мм.

Толщина: 25-35 мм.

Возраст: более 110 лет

«Ложок» 2 класса — это серединка кирпича, в основном идет или под покрас, или для бюджетных решений дизайна.

Плитка из старинного кирпича. Элемент «Тычок» класс «Люкс»:

Длина: 120-130 мм.

Толщина: 25-35 мм.

Возраст: более 110 лет

Плитка из старинного кирпича. Элемент «Уголок» класс «Люкс»:

Длина: 250-270 мм.

Толщина: 25-35 мм.

Возраст: более 110 лет

Хотите посмотреть как выглядит старинный имперский кирпич в современных интерьерах ?

Где добывается старинный кирпич?

Наша организация уже более 10 лет занимается ручным разбором старинных зданий 17-19 веков постройки.

Именно старинных, мы тщательно изучаем архивные документы, только после этого (с согласия собственника) разбираем здание и добываем кирпич.

Мы же, производим из него плитку, которая очень популярна как при внутренних работах, так и для дизайна экстерьера.

В итоге наши клиенты всегда получают дизайн мечты.

Где используется старинный кирпич?

Хотите посмотреть как выглядит старинный имперский кирпич в современных интерьерах ?

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×